Реформирование оплаты труда работников бюджетной сферы

Бюджетная сфера - это совокупность некоммерческих учреждений, созданных органами государственной власти и получающих финансирование из бюджета. К ним относятся здравоохранение, образование и социально-культурные области деятельности.


Значительное отставание зарплат работников этих организаций от заработков во внебюджетной сфере, где деньги поступают от прямых работодателей (соответствующие вакансии можно увидеть тут http://ru.jobsora.com/vt/direct-employer), вызывало неоднократные попытки реформирования оплаты труда, поскольку любая профессия - врача или учителя, деятеля культуры или социального работника - заслуживает уважения и достойного вознаграждения.


Реформа 2008 года
Стимулировать труд бюджетников нормальной оплатой была призвана реформа 2008 года, изменившая ряд предыдущих положений:


  1. На 30% повысился фонд зарплат федеральным бюджетным организациям.

  2. Единая тарифная сетка 1992 года была заменена более гибкой системой, которая учитывает базовые оклады, повышающие коэффициенты и характер деятельности.

  3. Руководителям разрешили самим начислять премии наиболее достойным труженикам из фонда оплаты труда.

  4. Функцией руководящих кадров стало не только право составлять график работы – им позволили определять структуру и численность персонала, размер стимулирующих выплат и компенсаций из списка Минтруда России.

  5. Наряду с бюджетными поступлениями разрешено использовать для выплаты зарплаты средства, полученные от коммерческой деятельности.

  6. На стимулирующие выплаты можно тратить деньги из экономии фонда зарплаты.


Однако по истечении четырех лет выяснилось, что предложенная система нуждается в корректировке, так как зарплата росла благодаря увеличению интенсивности нагрузки преподавателей, совместительству медработников, а не росту производительности труда. Из-за недостаточных доходов бюджетников участилась их подработка в других отраслях, что ухудшило качество услуг в бюджетной сфере. Для их улучшения нужно соблюдать научно обоснованные нормы труда.



Программа, призванная поэтапно совершенствовать систему оплаты в бюджетном секторе, утверждена правительством РФ в 2012 году. Она рассчитана на шесть лет (2012 – 2018 гг.).

Задачи Программы


  • сократить разрыв, возникший между средним уровнем зарплат бюджетников и работников субъекта РФ;

  • ликвидировать безосновательное разделение оплаты труда руководителей и подчиненных;

  • усовершенствовать систему критериев работы учреждений и сотрудников;

  • отменить стимулирующие выплаты, не учитывавшие показатели эффективности деятельности работников;

  • определить наилучшее соотношение между гарантированной частью зарплаты и надбавками.


Интенсивная работа по реализации этого решения еще в 2012 году выявила первостепенные проблемы:

  1. Базовые оклады оказались неоправданно низкими, некоторые даже меньше минимальной оплаты труда.

  2. Занижен был процент, на который должна была вырасти зарплата бюджетников.

  3. Заработную плату следовало рассчитывать, исходя из квалификационных категорий, которые обосновывают разницу базовых окладов.

  4. В трудовом договоре, который заключает работодатель и работник или соискатель места, должны быть отражены конкретные должностные обязанности, критерии оценки продуктивности работы, условия оплаты труда.



Еще есть время, чтобы снизить приближающийся к пенсионному средний возраст работников за счет привлечения молодежи, реально увеличить зарплаты и повысить престиж профессий, требующихся в бюджетном секторе.

19.07.2016 14:20

назад